… и ремонт жилья (приложение № 4).

В соответствии с приложением № 3 «Перечень коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям помещений» к договору управления, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Хлобыстова, дом 28 корпус 2, предоставляются следующие коммунальные услуги: электроснабжение, отопление, снабжение холодной водой, снабжение горячей водой, водоотведение.

В соответствии с приложением № 4 к договору управления «Перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, имеющем все виды благоустройства, включая мусоропровод, лифт (серия 93-М) с электроплитами», установлено следующее: силовая электроэнергия лифтов, электроэнергия по освещение мест общего пользования, электроэнергия на освещение придомовой территории (л.д.221- 222, Том 1).

Таким образом, указанным договором управления и приложениями к нему устанавливается, что оказываемые ОАО «Севжилсервис» собственникам помещений коммунальные услуги по электроснабжению силовой электроэнергии лифтов, электроэнергией на освещение мест общего пользования, электроэнергией на освещение придомовой территории, согласно приложением № 4 к договору управления, оплачиваются за счет платы за содержание и ремонт жилья, исходя из стоимости на 1 кв.м. общей площади (рублей в месяц).

Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации,- плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуга в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Следовательно, законодатель разделяет плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги. Оплата электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома является обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.З ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации были приняты Постановление от 23 мая 2006 года № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и Постановление от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".

Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее Правила № 307), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Пунктом 4 Правил № 307, установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги урегулирован разделом III Правил № 307, которым предусмотрены различные варианты определения размера платы за коммунальные услуги в зависимости от наличия (отсутствия) коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

В частности, в силу пункта 16 Правил № 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Пунктами 19, 21, 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, предусмотрены варианты расчета платы за коммунальные услуги в случаях:

-отсутствия коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;

-оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствия индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета;

-оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.

При этом, из содержания указанных пунктов и приложений к Правилам следует, что расчет размера платы за коммунальные услуги с использованием норматива потребления, утверждаемого органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрен только для случаев полного отсутствия приборов учета: коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, а также при расчете размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета (п.п. 19, 22).

В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее Правила № 306), под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Пунктом 3 Правил № 306, предусмотрено, что устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

В силу пункта 26 Правил № 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.


В рамках полномочий, предоставленных статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также с учетом положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, Постановлением Правительства Мурманской области от 25 октября 2006 года № 404- ПП «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению (в редакции Постановления Правительства Мурманской области от 26 декабря 2008 года № 649-ППУ25) утверждены "нормативы" потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета по газоснабжению и электроснабжению для населения Мурманской области, согласно которым количество электрической энергии, расходуемой на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включено в норматив электроснабжения исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Из перечисленных положений действующего законодательства следует, что плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п.30)

Установлено, что до 01 декабря 2009 года Куликову А.Н. плата за электроэнергию на освещение мест общего пользования, электроэнергию на освещение придомовой территории, а также силовой электроэнергии лифтов была включена в тариф на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

На основании абзаца 2 п.7 Правил № 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено, законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета -пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. от 25.12.2008 г.) сказано, что потребителями товаров и услуг в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются в числе предусмотренного перечня, и управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном доме.

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

Согласно статьи. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации «договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличие у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации «по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту, общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме...».

Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в целях: оказания собственникам и нанимателя жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 05.07.2007 года № 19/1 «О гарантирующем поставщике на территории Мурманской области» в соответствии с пунктами 42, 93 - 96 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, Обществу с ограниченной ответственностью «Коларегионэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика на период с 6 августа 2007 года до смены гарантирующего поставщика по результатам первого конкурса, которому переданы права и обязанности гарантирующего поставщика ОАО «Мурманская горэлектросеть» по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи поставки электрической энергии) потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим ОАО «Мурманская горэлектросеть» на праве собственности или на ином законном основании, в границах балансовой принадлежности указанных электрических сетей.

В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Пунктом 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» дано понятие "покупателя электрической энергии" - которыми являются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.

Из пояснений представителя ответчика, и представленных документов следует, что между ОАО «Севжилсервис» и ООО «Коларегионэнергосбыт» (далее ООО «КРЭС») заключен договор энергоснабжения № 2900 от 17 июля 2009 года (л.д. 118- 124). Договор вступает в силу- с момента подписания сторонами, действует по 31 декабря 2009 года и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01 августа 2009 года.

Согласно п.2.1. и п.2.2 указанного договора, ООО «КРЭС» является гарантирующим поставщиком и обязуется осуществить поставку исполнителю, которым является ОАО «Севжилсервис» электрической энергии в необходимом для потребителей количестве, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергии, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и - оказанные услуги согласно с условиями договора. Исполнитель приобретает электричество у гарантирующего поставщика для целей оказания потребителям многоквартирного дома, управляемого исполнителем, коммунальные услуги электроснабжения, использованием на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Согласно п. 7.9 договора, энергоснабжения № 2900 от 17 июля 2009 года при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии (мощности) многоквартирного дома, объем потребленной электрической энергии определяется расчетным методом с учетом имеющихся показаний по РПУ, установленным на момент заключения настоящего договора (л.д. 122 Том 1).

Установлено, что до 01 декабря 2009 года оплата потребленной электроэнергии в местах общего пользования производилась управляющей организацией из ставки платы по содержанию и ремонту жилья, в которую составной частью входила и входит оплата электроэнергии в местах общего пользования.

Из пояснений истца в судебном заседании, согласно представленных платежных документов, подтверждающим начисление управляющей организацией ОАО «Севжилсервис» платы за коммунальные услуги, и платы за электроэнергию собственнику жилого помещения - квартиры 118, в доме 28, корпус 2 по улице Хлобыстова в городе Мурманске Куликову А.Н. следует, что помимо оплаты услуги электроснабжения силовой электроэнергии лифтов, электроэнергии на освещение мест общего пользования, электроэнергии на освещение придомовой территории, начисляемой за счет содержания платы за «содержание и ремонт жилья», исходя из стоимости на 1 кв.м. общей площади, ему также с 01 декабря 2009 года осуществляется начисление и взимание платы за потребленную собственниками помещений многоквартирного дома электрическую энергию на содержание общего имущества собственников многоквартирного дома на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии (общедомового счетчика).

Согласно п.6.1. Договора энергоснабжения № 2900 объем фактически потребленной электрической энергии и оказанных услуг по передаче определяется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии (мощности) в соответствии с расчетной схемой (приложение №1) (л.д.118-124,125-133, Том 1).

Дополнительным соглашением от 07 декабря 2009 года в Приложение № 1 договора энергоснабжения № 2900 были включены новые объекты, одним из которых дом 28 корпус 2 по улице Хлобыстова, в городе Мурманске (л.д.131, Том 1). Фактическое потребление электрической энергии указанного жилого дома с декабря 2009 года производилось по показаниям двух коллективных приборов учета электрической энергии № 008034018000470, № 008034018000238.

Из пояснений ответчика в судебном заседании следует, что приборы учета электроэнергии установлены ОАО «Севжилсервис» в обслуживаемом доме, в котором проживает Куликов А.Н., в целях заключения ОАО «Севжилсервис» договора энергоснабжения с ООО «КРЭС». Приборы учета электроэнергии были установлены за счет средств ОАО «Севжилсервис», вследствие чего указанные приборы являются имуществом управляющей компании ОАО «Севжилсервис», но не являются общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома. Вследствие чего ОАО «Севжилсервис» не обязано информировать собственников многоквартирного дома об установлении данного прибора.

Вместе с тем частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливается, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Частью 10 статьи 13 указанного Федерального Закона устанавливается, что до 01 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Материалами дела (список многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «Севжилсервис», в которых установлены общедомовые приборы учета, по состоянию на 01 декабря 2009 года; актом о проверки коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии и комиссионного снятия показаний общедомовых приборов учета для учета электрической энергии, потребленной небытовыми потребителями, местами общего пользования, лифтами и дворовым освещением по состоянию на 07 декабря 2009 года, копии ведомостей показаний) установлено, что в жилом многоквартирном доме 28 корпус 2 по улице Хлобыстова в городе Мурманске установлен ' общедомовой прибор учета потребления электрической энергии, показания которых учитываются ОАО «Севжилсервис».

Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления...., сетей (кабелей) от внешней границы установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п.7).

В судебном заседании установлено, что собственникам многоквартирного дома 28 корпус 2 по улице Хлобыстова, в г. Мурманске управляющая организация ОАО «Севжилсервис» не направляла предложений об оснащении указанного жилого дома общедомовым прибором учета потребления электроэнергии.

Кроме того, в нарушение требований части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не информировала в письменной форме нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирных домах об изменении размера платы за жилое помещение, не предоставила полной информации о порядке предоставления и расчета данной услуги.

Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 38 Постановления от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в платежном документе отражается указание на оплачиваемый месяц, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика указала, что в платежном документе (счет-извещение) за октябрь 2009 года на оборотной стороне квитанции истцу направлялось сообщение о том, что установлен прибор учета и необходимо будет производить оплату исходя. из показаний по общедомовому прибору, что является надлежащим извещением об изменении порядка оплаты за потребленную электроэнергию. С указанным доводом суд не соглашается, поскольку из представленного платежного документа следует, что ответчиком делалось всего лишь напоминание, что постановлением Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг граждан», предусмотрено введение общедомового учета потребления электроэнергии. И при переходе на расчеты за электроэнергию по общедомовому прибору учета в квитанции появится дополнительная строка «Начисление по общедомовому счетчику». Вместе с тем, в указанном платежном документе, отсутствует конкретная информация об установке общедомового прибора и месяц с которого будет производится начисление платы за электроэнергию по показаниям общедомового прибора в доме истца.

Довод представителя ответчика о том, что управляющей организацией направлялось письмо в ООО «КРЭС» о необходимости информирования собственников жилых помещений об установке общедомового прибора учета и о начале расчета за потребленную электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учета, на основании которого было вынесено распоряжение ООО «КРЭС» от 01 сентября 2009 года о необходимости размещения информации на обороте квитанции, не принимается судом. Поскольку представителем ответчика допустимых и достоверных доказательств направления письма в ООО «КРЭС» с разработанным и согласованным текстом извещения собственников, суду не представлено, также не добыто и судом. Вместе с тем, из представленного в материалы дела распоряжения ООО «КРЭС» от 01 сентября 2010 года не следует, какой текст был разработан и размещен на обороте квитанции.

Положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предписывают лицам, оказывающим потребителям услуги предоставл… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz